Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, района, края, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
2. Основные цели проекта:
1. Сохранение исторической памяти и наследия;
Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному селу, к родному краю;
б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
Воспитание Гражданина.
2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
3. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
3. Основные задачи программы-проекта:
1.Через краеведческий материал, изучаемый, с учащимися будет осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному краю, своему району, своему селу Курташки.
2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:
интерес к историческим знаниям, к изучению и сохранению собственной культуры и языка народа, живущего рядом;
чувство уважения, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с исторических судеб народа родного края с историей своей страны.
Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края.
С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, своего села.
Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, проводятся конкурсы, викторины, олимпиады, походы, экскурсий.
На базе школьного музея проводятся торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.
Результат проекта является положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
4. Опыт работы и возможности проекта.
Школа имеет определенный опыт по работе сбора материала из архивных данных, не раз обращались в районный архив района, в отдел краеведения в районную библиотеку.
Сохранились письма воспоминания ветеранов войны и тыла района, села.
5. Обоснование необходимости проекта.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло. Он необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между селами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Цели и задачи проекта.
Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
1. Сохранение исторической памяти и наследия.
2. Расширение музея.
3. Пополнение и обновление экспозиций музея.
4. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.
5. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.
6. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.
7. Выход на районный уровень: организация обмена опытом, семинаров.
8. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. Основные стратегии:
1. Создание или обновление поисковой группы музея.
2. Изучение краеведческой литературы.
3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
4. Создание экспозиций, разделов музея.
5. Оформление интерьера музея.
6. Создание совета и актива музея.
7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
8. Организация группы экскурсоводов.
9. Создание кинолетописи проекта.
- Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов, экскурссий.
Организация поисково-исследовательской и научной работы
Поисковая работа в музее истории села Курташки
1 – изучение истории и культуры родного края
2 – изучение истории школы
3 – наши выпускники
4 - жители сел Курташки, Оброчное, В-Никольское
5- ветераны войны и тыла сел Курташки, Оброчное, В-Никольское в годы войны
6 - ветераны педагогического труда, участники войны и тыла
7 – изучение истории учреждений трех сел
8 – будни современной школы
9- знатные люди села, района.
На протяжении всех лет существования музея ребята, входящие в состав совета музея, выполняют исследовательские работы краеведческой направленности. Каждая исследовательская работа – это итог большой и кропотливой работы по изучению истории и культуры родного села. Исследователи встречаются с представителями различных профессий, возрастов, чтобы составить представление о том периоде времени, о котором пишут исследование. Ребята изучают материалы музея, подшивки районных и республиканских газет за различные периоды времени.
В результате разносторонней работы был накоплен богатый исторический материал (документы, экспонаты).
Члены Совета музея организовывают поисковую работу, в эту работу включались и учителя, и родители. Кто-то принес старинную домашнюю утварь, кто-то украшения, домашнюю скатерть, старинный рушник, самовар, различную посуду. Учащиеся записывали воспоминания старожилов трех сел.
Составлен конкретный план работы. Для реализации этого плана:
1. Ведется работа по составлению военных страниц семейных историй;
2. Ведется работа тимуровского движения: сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в селах: Курташки, Оброчное, Вольно-Никольское; посещение их на дому, составление альбомов по результатам их работы;
3. Ведется поисковая работа, организуются записи воспоминаний ветеранов войны и участников трудового фронта.
4. Обновляются экспозиции музея.
5. Обучающиеся пишут творческие работы, сочинения, стихи, песни, посвященные Великой Победе;
6. Оформлен стенд «Бессмертный полк»
7. Выставка художественно-прикладного искусства.
8. Проводятся тематические классные часы